Труд был всегда основанием для
человеческой жизни и культуры.
А.С. Макаренко.
Народная культура донесла до нас древние
традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной
традицией, она постоянно поддерживается новым временем и современным
поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия. [11]
Русские народные костюмы, изготовленные учащимися в ходе проектной деятельности |
Использование краеведческого
материала на уроках технологии позволяет целенаправленно применять возможности
предмета в реализации учебно-воспитательной, исследовательской, творческой
деятельности школьников. В нашей школе краеведение занимает особое место в
работе с учащимися. В учебный план школы включены такие предметы краеведческой направленности,
как история, география, биология. Но
отдельно урока технологии (краеведение) нет, поэтому сторона художественно-эстетического
воспитания и обучения остается
выполненной не в полной мере. Современные дети в силу разных причин все меньше соприкасаются
с народной культурой своего края. Задача
педагогов – привить учащимся любовь к своей малой Родине, воспитать уважение к
традициям и обычаям, приобщить к распространенным видам рукоделия. [9]
Определив важность в постановке
воспитательной задачи и опираясь на цели и задачи Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания [2], представляю свой педагогический опыт работы. Он
основан на введении краеведческого компонента в проектную и исследовательскую
деятельность учащихся. Эти методы обучения позволяют развивать познавательную активность
школьников, формировать у учащихся технологическую, коммуникативную, социальную,
информационную и другие компетентности.
Наш Унинский район расположен в юго-восточной части Кировской области [12]. Издревле Унинская
земля славилась мастерами-ремесленниками далеко за ее пределами. Работали они и
для себя, и на заказ, и для свободной продажи на местных рынках. Были развиты
домашнее ткачество, обработка льняных тканей, пчеловодство. [1]
Заниматься
краеведческой работой в любом предмете невозможно без основы. Таким фундаментом
в нашей школе является краеведческий музей, где собраны разные экспозиции, в
том числе и устройство быта деревенского дома. Большое значение для изучения краеведения
имеют экспозиции русских костюмов, лаптей, предметов домашнего обихода. Эволюцию
утюжильных работ можно посмотреть в коллекции утюгов. Фонды музея ежегодно пополняются.
Изучение
вопросов краеведческой направленности распределяется на всю базовую составляющую
программы "Технология. Обслуживающий труд" с 5 по 8 класс, а также
находит отражение во внеурочной деятельности по предмету.
Введение материала краеведческой направленности по разделам программы «Технология. Обслуживающий труд» и во внеурочной деятельности выглядит так:
Введение материала краеведческой направленности по разделам программы «Технология. Обслуживающий труд» и во внеурочной деятельности выглядит так:
Название раздела,
темы
|
Содержание
краеведческого компонента
(урочная
деятельность)
|
Продукт исследовательских,
проектных работ во внеурочной деятельности
|
Раздел «Создание
изделий из текстильных и поделочных материалов»
|
||
Рукоделие. Художественные ремесла
|
5 класс. Традиционная вятская машинная
вышивка (цепной шов с аппликацией). Фабрика им. 8 Марта - член Ассоциации «Народные художественные промыслы
России». [15]
6 класс. Лоскутная техника пэчворк и квилт.
Родоначальница кировской моды на лоскутки - Лия
Пустовойт. [19]
7 класс. Плетение на
коклюшках. Кукарское кружево. [18]
|
·
Буклет «Наши мастера» (о мастерах-мужчинах)
·
Буклет «Наши руки не для скуки» (о мастерицах-женщинах,
представлено вязание крючком и на спицах, лоскутное шитье, вышивка)
|
Элементы материаловедения
|
5 класс - природный
материал Кировской области - лен. История прядения, орудия труда (веретено,
прялка). Использование прялок в народных обрядах, ритуалах, играх. Ткацкий станок. Ручное ткачество.
|
Опрос жителей с целью сбора информации о
выращивании льна и изготовлении тканей.
|
6 класс - шерсть –
сырье для производства валяной обуви. Стадии производства шерстяных ниток.
|
Опрос среди местного населения с целью выявления
прях и мастеров валяния – пимокатов.
Коллекция фотографий «Пряха за работой»
|
|
Конструирование и моделирование изделий
|
5 класс. Представление
о девичьем народном костюме Вятской земли (рубаха, сарафан, нижняя юбка, передник, головные уборы). [13]
6 класс. Представление
о девичьем народном костюме Вятской земли (рубаха, сарафан, нижняя юбка, головные уборы). [13]
7 класс. Представление
о девичьем народном костюме Вятской земли (рубаха, сарафан, нижняя юбка, головные уборы). [13]
|
·
Творческий
проект «Русская народная мужская рубаха» (стилизованный театральный костюм,
изготовленный на основе музейного экспоната – свадебной шелковой мужской
рубахи начала 20 века) – 8 класс [5, 7]
·
Творческий
проект «Костюм Домового» (работа строилась на основе традиционного русского
кроя рубахи и штанов) – 7 класс [5, 7]
|
Раздел «Кулинария»
|
||
Рецепты блюд Вятского
края:
5 класс – квас Уржумский
медовый (горячий) [14]
6 класс - дежень
(блюдо из толокна и кислого молока) [10]
7 класс – «медвежье
ушко» - пельмени с фаршем из говядины и свинины [16]
8 класс – заготовка
продуктов (паренка, сушенка) – высушенная пареная репа, нарезанная дольками.
|
Сборник рецептов блюд Вятского края
|
Каждый из
выполненных творческих проектов несет в себе не только практическую обучающую
роль, но и имеет социальную значимость. Костюмы, сшитые девочками, сразу
становятся театральным реквизитом школьной театральной студии «Чародеи».
Коллектив с успехом выступает на школьной, районной и областной сценах.
Выпускники
школы, являющиеся ежегодными призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской
олимпиады школьников по технологии, убеждены в том, что именно участие в
школьных творческих и исследовательских проектах помогло им в подготовке
рефератов и курсовых работ при получении
профессионального образования разных уровней.
Опираясь
на главную цель Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, уверена
в том, что краеведческая составляющая технологии направлена на воспитание и
развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России. [2]
Изучение
традиций, особенностей художественных народных ремесел родного края приобщает
учащихся к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен.
Посещение учащимися музеев, выставок, выполнение изделий декоративно-прикладного
искусства своими руками повышает общий культурный уровень, способствует
эстетическому развитию молодого поколения.
Литература
1. Васильевых,
В.А. Ремесла и промыслы [Текст] / В.
Васильевых. – Нолинск, 2006. – 47 с. : ил.
2. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]
/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Вестник Образования. – 2009. -
№17. – С. 9-31.
3. Мелехина
С.И. Основы проектной деятельности учащихся [Текст]: учеб. - метод. пособие.
Часть I/
С. И. Мелехина. – Киров: КИПК и ПРО,
2008. - 223 с.
4. Мелехина,
С. И. Обучение учащихся 8-9-х классов проектной деятельности на уроках
технологии [Текст] : метод. пособие /
С.И. Мелехина. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2002. – 250 с.
5. Мелехина,
С. И. Проектная деятельность учащихся 8-9 классов на уроках технологии:
учебно-методическое пособие [Текст] / С. И. Мелехина. – Киров: «Старая Вятка»,
2003. – 304 с.
6. Мелехина,
С. И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной
деятельности: учебно-методическое пособие [Текст] / С. И. Мелехина. – Киров:
«Старая Вятка», 2006. – 231 с.
7. Основы
проектной деятельности учащихся [Текст]: учеб. - метод. пособие. Часть II/ С. И. Мелехина [и др.]. –
Киров: КИПК и ПРО, 2009. - 194 с.
8. Примерная
программа основного общего образования по направлению «Технология.
Обслуживающий труд» [Текст] // Сборник нормативных документов. Технология /
Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. – 2008. – С. 104 – 142.
9. Румянцева,
Т.Б. Краеведение во внеурочной деятельности по технологии [Текст] / Т.
Румянцева // Школа и производство. –
2011. № 3. С. 50 - 56.
13.
http://www.dazzle.ru/spec/prrudekov.shtml (Праздничный русский девичий костюм (Вятская губерния))
17. http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_rsgallery2&page=slideshow&gid=45&Itemid=54
(о вятском народном костюме)
Замечательная работа, познавательная и нужная для наших детей
ОтветитьУдалить