Краеведение в преподавании технологии


Труд был всегда основанием для человеческой жизни и культуры. 
 А.С. Макаренко.
Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается новым временем и современным поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия. [11]
Русские народные костюмы, изготовленные учащимися в ходе проектной деятельности
Использование краеведческого материала на уроках технологии позволяет целенаправленно применять возможности предмета в реализации учебно-воспитательной, исследовательской, творческой деятельности школьников. В нашей школе краеведение занимает особое место в работе с учащимися. В учебный план школы включены такие предметы краеведческой направленности, как  история, география, биология. Но отдельно урока технологии (краеведение) нет, поэтому сторона художественно-эстетического воспитания и обучения  остается выполненной не в полной мере. Современные дети в силу разных причин все меньше соприкасаются с народной культурой своего края.  Задача педагогов – привить учащимся любовь к своей малой Родине, воспитать уважение к традициям и обычаям, приобщить к распространенным видам рукоделия. [9]
Определив важность в постановке воспитательной задачи и опираясь на цели и задачи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания [2], представляю свой педагогический опыт работы. Он основан на введении краеведческого компонента в проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Эти методы обучения позволяют развивать познавательную активность школьников, формировать у учащихся технологическую, коммуникативную, социальную, информационную и другие компетентности.
Наш Унинский район расположен в юго-восточной части Кировской области [12]. Издревле Унинская земля славилась мастерами-ремесленниками далеко за ее пределами. Работали они и для себя, и на заказ, и для свободной продажи на местных рынках. Были развиты домашнее ткачество, обработка льняных тканей, пчеловодство. [1]
Заниматься краеведческой работой в любом предмете невозможно без основы. Таким фундаментом в нашей школе является краеведческий музей, где собраны разные экспозиции, в том числе и устройство быта деревенского дома. Большое значение для изучения краеведения имеют экспозиции русских костюмов, лаптей, предметов домашнего обихода. Эволюцию утюжильных работ можно посмотреть в коллекции  утюгов. Фонды музея ежегодно пополняются.
Изучение вопросов краеведческой направленности распределяется на всю базовую составляющую программы "Технология. Обслуживающий труд" с 5 по 8 класс, а также находит отражение во внеурочной деятельности по предмету.
Введение материала краеведческой направленности по разделам программы «Технология. Обслуживающий труд»  и во внеурочной деятельности выглядит так:

Название раздела, темы
Содержание краеведческого компонента
(урочная деятельность)
Продукт исследовательских, проектных работ во внеурочной деятельности
Раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
Рукоделие. Художественные ремесла
5 класс. Традиционная  вятская машинная вышивка (цепной шов с аппликацией). Фабрика им. 8 Марта - член  Ассоциации «Народные художественные промыслы России». [15]
6 класс.  Лоскутная техника пэчворк и квилт. Родоначальница кировской моды на лоскутки - Лия Пустовойт. [19]
7 класс. Плетение на коклюшках. Кукарское кружево. [18]

·        Буклет «Наши мастера» (о мастерах-мужчинах)
·        Буклет «Наши руки не для скуки» (о мастерицах-женщинах, представлено вязание крючком и на спицах, лоскутное шитье, вышивка)
Элементы материаловедения
5 класс - природный материал Кировской области - лен. История прядения, орудия труда (веретено, прялка). Использование прялок в народных обрядах, ритуалах, играх.  Ткацкий станок. Ручное ткачество.
Опрос жителей с целью сбора информации о выращивании льна и изготовлении тканей.
6 класс - шерсть – сырье для производства валяной обуви. Стадии производства шерстяных ниток.

Опрос среди местного населения с целью выявления прях и мастеров валяния – пимокатов.
Коллекция фотографий «Пряха за работой»
Конструирование и моделирование изделий
5 класс. Представление о девичьем народном костюме Вятской земли (рубаха, сарафан, нижняя юбка, передник, головные уборы). [13]
6 класс. Представление о девичьем народном костюме Вятской земли (рубаха, сарафан, нижняя юбка, головные уборы). [13]
7 класс. Представление о девичьем народном костюме Вятской земли (рубаха, сарафан, нижняя юбка, головные уборы). [13]


·        Творческий проект «Русская народная мужская рубаха» (стилизованный театральный костюм, изготовленный на основе музейного экспоната – свадебной шелковой мужской рубахи начала 20 века) – 8 класс [5, 7]
·        Творческий проект «Костюм Домового» (работа строилась на основе традиционного русского кроя рубахи и штанов) – 7 класс [5, 7]

Раздел «Кулинария»

Рецепты блюд Вятского края:
5 класс – квас Уржумский медовый (горячий) [14]
6 класс - дежень (блюдо из толокна и кислого молока) [10]
7 класс – «медвежье ушко» - пельмени с фаршем из говядины и свинины [16]
8 класс – заготовка продуктов (паренка, сушенка) – высушенная пареная репа, нарезанная дольками.
Сборник рецептов блюд Вятского края
Каждый из выполненных творческих проектов несет в себе не только практическую обучающую роль, но и имеет социальную значимость. Костюмы, сшитые девочками, сразу становятся театральным реквизитом школьной театральной студии «Чародеи». Коллектив с успехом выступает на школьной, районной и областной сценах.
Выпускники школы, являющиеся ежегодными призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, убеждены в том, что именно участие в школьных творческих и исследовательских проектах помогло им в подготовке рефератов и курсовых работ  при получении профессионального образования разных уровней.
Опираясь на главную цель Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, уверена в том, что краеведческая составляющая технологии направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. [2]
Изучение традиций, особенностей художественных народных ремесел родного края приобщает учащихся к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение учащимися музеев, выставок, выполнение изделий декоративно-прикладного искусства своими руками повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию молодого поколения.
Литература
1.      Васильевых, В.А.  Ремесла и промыслы [Текст] / В. Васильевых. – Нолинск, 2006. – 47 с. : ил.
2.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Вестник Образования. – 2009. - №17. – С. 9-31.
3.      Мелехина С.И. Основы проектной деятельности учащихся [Текст]: учеб. - метод. пособие. Часть I/ С. И. Мелехина. – Киров:  КИПК и ПРО, 2008. - 223 с.
4.      Мелехина, С. И. Обучение учащихся 8-9-х классов проектной деятельности на уроках технологии [Текст] : метод. пособие  / С.И. Мелехина. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2002. – 250 с.
5.      Мелехина, С. И. Проектная деятельность учащихся 8-9 классов на уроках технологии: учебно-методическое пособие [Текст] / С. И. Мелехина. – Киров: «Старая Вятка», 2003. – 304 с.
6.      Мелехина, С. И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности: учебно-методическое пособие [Текст] / С. И. Мелехина. – Киров: «Старая Вятка», 2006. – 231 с.
7.      Основы проектной деятельности учащихся [Текст]: учеб. - метод. пособие. Часть II/ С. И. Мелехина [и др.]. – Киров:  КИПК и ПРО, 2009. - 194 с.
8.      Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» [Текст] // Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. – 2008. – С. 104 – 142.
9.      Румянцева, Т.Б. Краеведение во внеурочной деятельности по технологии [Текст] / Т. Румянцева  // Школа и производство. – 2011.  № 3.  С. 50 - 56.
11. http://rudocs.exdat.com/docs/index-63412.html#2882543 (опыт краеведения в тверской области)
12. http://uniposelok.ru (сайт Унинского района)

13. http://www.dazzle.ru/spec/prrudekov.shtml (Праздничный русский девичий костюм (Вятская губерния))

15. http://www.tambur-kirov.ru/page_2.html (о фабрике им. 8 Марта)
16. http://www.vk-smi.ru/2007/2007_01/vk_07_14_04.htm (особенности зимней вятской кухни)
17. http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_rsgallery2&page=slideshow&gid=45&Itemid=54 (о вятском народном костюме)
18. http://www.nashavyatka.ru/crafts/dymka.html (вятские промыслы)

1 комментарий:

  1. Замечательная работа, познавательная и нужная для наших детей

    ОтветитьУдалить